Сильная инспекция труда: императив для реализации антикризисной политики и мер
17 ноября 2020 года Международная организация труда (МОТ) совместно с Международной конфедерацией профсоюзов (МКП) организовали вебинар для стран Восточной Европы и Центральной Азии для обмена информацией и опытом функционирования систем инспекции труда в регионе.
В нем приняли участие Сергеюс Гловацкас (МОТ-ACTRAV, Женева), Гоча Александрия (МОТ-ACTRAV, Москва), Антон Леппик (МКП-ВЕРС, Брюссель), Анна Сальникова (МКП-ВЕРС, Москва), Года Невереускайте (МКП-ВЕРС), Валентин Мокану (МОТ, Москва), Урсула Кулке (МОТ) и руководители инспекции труда стран Восточной Европы и Центральной Азии (Узбекистан, Азербайджон, Грузия, Таджикистон, Казахстан, Қырғызстан, Украина, РФ и т.д.)
Старший специалист по вопросам администрации и охране труда Валентин Мокану рассказал о вызовах, с которыми инспекции труда в регионе сталкиваются в период пандемии.
Право работников на достойные условия труда – одно из основополагающих прав человека, которое Международная организация труда (МОТ) продвигает со времени своего основания в 1919 году. Правительства стран, в свою очередь, обязаны после консультаций с организациями работодателей и работников разрабатывать и реализовывать законодательство и политику, направленные на продвижение достойных условий труда, и формировать службы инспекции труда, которые будут продвигать и контролировать применение соответствующих законов и политических мер. Таким образом, службы инспекции труда являются важнейшим элементом общей системы, призванной на практике обеспечить достойные условия труда на каждом предприятии.
В.Мокану в своем выступлении придавая особое значение современным и эффективным систем инспекции труда, обратил внимание на законодательную основу инспекции труда.
Регулирование вопросов труда и инспекция труда прочно базируются на международных трудовых нормах. Конвенция 1978 года (150) и Рекомендация 1978 года (158) о регулировании вопросов труда содержат ряд общих положений, определяющих роль, функции и организацию национальных систем регулирования вопросов труда. Конвенция и Рекомендация 1947 года об инспекции труда (81), наряду с Конвенцией 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве (129) и Рекомендацией 1969 года (133), устанавливают основу для создания системы инспекции труда, которая является достаточно гибкой, чтобы учитывать различные национальные условия.
Инспекция труда является важнейшей частью системы регулирования вопросов труда, выполняя основополагающую функцию применения и эффективного соблюдения трудового законодательства. «Однако отсутствие централизованной координации в некоторых странах усложняет процесс содействия соблюдению трудового законодательства», —говорит В.Мокану.
Условия работы инспекторов играют важную роль в обеспечении общего качества работы инспекции. Уже около 175 лет инспекторы занимаются улучшением условий труда, действуя по многим направлениям. Они добились многого и могут гордиться результатами своей работы. Инспекторы посещают рабочие места и проверяют их на предмет нарушений законодательства. Если нарушения обнаруживаются, инспекторы решают, что нужно сделать для исправления ситуации.
Органам инспекции труда приходится работать в сложных условиях, когда происходят серьезные изменения в экономике и социальной сфере, в структуре промышленности, в организации труда и занятости, в социальных и политических ожиданиях общества, в технологиях и характере производственных рисков.
Международный эксперт Урсула Кулке читала доклад на тему: «Эффективная администрация трудовых отношений для обеспечения достойных условий труда во время кризисов». Сообщила, что МОТ разработал ряд документов во время Пандемии, из них, «Безопасное и здоровое возвращение к работе во время пандемии COVID-19 — руководство МОТ», «Безопасное возвращение к работе: десять очков действия».
Публикация предоставить работодателям общие рекомендации и информацию о том, как предотвратить распространение COVID-19 на рабочем месте, чтобы работники могли безопасно вернуться к работе, сохраняя при этом риск заражения на минимальном уровне. Он также содержит идеи о том, как защитить психическое благополучие работников во время пандемии.
До разработки вакцины или лекарства вирус COVID-19, скорее всего, продолжит циркулировать в наших сообществах. Следовательно, необходимо соблюдать меры физического дистанцирования, повышенную гигиену и другие меры предосторожности для сдерживания инфекций, в том числе на рабочем месте. Профилактические действия необходимы для того, чтобы подготовить компании и работников к безопасному возвращению к работе и постепенному возобновлению деловой активности. Руководство также может быть полезно для тех компаний, которые продолжали свою деятельность в течение всего кризиса, но которым теперь, возможно, потребуется рассмотреть дополнительные меры защиты и предупреждения по охране труда.
Всем предприятиям, независимо от их размера или сектора, Урсула Кулке рекомендовала принять эти рекомендации, чтобы заботиться о здоровье людей и, насколько это возможно, не оказывать негативного влияния на коммерческую деятельность.
На вебинаре рассмотрено влияние COVID-19 на работников и бизнес.
Новое исследование МОТ показывает, что большинство государств-членов МОТ широко использовали «пиковый» социальный диалог для выработки своих чрезвычайных мер по смягчению социально-экономических последствий пандемии COVID-19.
Социальный диалог между работодателями, работниками и государством может сыграть центральную роль в преодолении последствий кризиса COVID-19 на рабочем месте и может защитить средства к существованию и обеспечить возможности для наиболее пострадавших.
Согласно новому отчету Международной организации труда (МОТ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Global Deal Партнерство, пандемия выявила и усилила лежащее в основе неравенство и оказывает непропорциональное воздействие на уязвимые группы, уже сталкивающиеся с трудностями, такие как низкоквалифицированные неформальные работники, молодежь и женщины.
Отчет, Социальный диалог, навыки и COVID-19, утверждает, что социальный диалог и коллективные переговоры помогают построить более инклюзивную и устойчивую экономику, в которой выгоды от роста распределяются по всему обществу.
Это указывает на соглашения между бизнесом, профсоюзами и правительствами, которые помогли установить краткосрочные рабочие соглашения, направленные на защиту доходов и предприятий во время блокировки. Ключевыми составляющими были обязательства работодателей по удержанию работников, соглашения профсоюзов о сокращении рабочего времени и поддержка со стороны правительства в виде льгот и субсидий на заработную плату.
Такие соглашения могут помочь укрепить доверие потребителей, удерживая рабочих на рабочих местах и поддерживая доходы.
В отчете освещается ряд тематических исследований по странам, включая Данию, где схема сохранения рабочих мест ограничила рост безработицы до 0,1 процентного пункта в период с февраля по май 2020 года. В Корее социальные партнеры (организации работников и работодателей) согласились увеличить в субсидии на сохранение занятости в стране с 63 до 75 процентов, с дополнительной экстренной поддержкой, доступной для малых предприятий и работников, работающих по нестандартным контрактам.
В отчете подчеркивается важность вовлечения всех социальных партнеров в обеспечение безопасных условий труда во время пандемии. Отдельные работники могут неохотно выражать озабоченность из-за страха потерять работу, однако социальный диалог является форумом, на котором могут быть выражены опасения работников и согласованы сбалансированные подходы.
В Пленарном заседании страновыми презентациями выступили Украина (Семенко Сергей — CFTUU), Кыргизстан (Элдар Таджибаев – ГМПК, ФПК), Грузия (Лариса Липартелиани), Таджикистан (Акобир Курбанов – ФНПТ), Республика Узбекистан (Нодира Каримова – ФПУ), РФ (Трумел В.В. – ФНПР) и др.
«В Узбекистане профсоюзы по сей день самая массовая общественная организация — примерно более пяти млн. членов. Все профсоюзы пользуются равными правами», — подчеркнула Н. Каримова. Она рассказала о законе «О профессиональных союзах» в новой редакции, который более соответствует трендам в международном профсоюзном движении. Также отметила, что восстановлена инспекция труда профессиональных союзов и остановилась о подробностях их деятельности.
В текущем году из-за пандемии каронавируса по инициативе Федерации профсоюзов Узбекистана были проведены ряд онлайн-видеоконференций, которые транслировались в глобальной сети Интернет, в социальных сетях и по телеграмм каналу https://t.me/kasaba_mehnat_muhofazasi, чтобы обеспечить широкий охват и был полезным трехсторонним партнерам – государству, работодателям и работникам. Разработана рекомендации ФПУ по вопросам охраны труда во время пандемии коронавируса, флаеры и буклеты на русском и узбекском языках и роздана среди членов профсоюза, — сказала она.
Регуляторная гильотина еще не затронул Трудовой кодекс, сказал В.В.Трумел. «Пока гильотина не распространяется на законы, а только на постановления правительства и подзаконные акты федеральных органов», – сказал он. ФНПР выступал категорически против принятия законопроекта Минтруда «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений). – Его принятие опасно для всех трудящихся, наемных работников, потому что это попытка подменить весь Трудовой кодекс, упаковав его в небольшое дополнение. Но на самом деле это полностью подорвет всю законодательную базу трудовых отношений, поэтому эта инициатива для нас неприемлема, – пояснил он. По его словам, если законопроект примут, то это приведет к отмене ряда действующих норм, которые сегодня регулируют соблюдение прав трудящихся и контроль за работодателями. Также профсоюзы возмущены тем, что новые нормы, согласно правилу «регуляторной гильотины», в рамках которой разрабатывался документ, будут иметь ограниченный срок действия – не больше шести лет со дня вступления в силу, что, по их мнению, ослабит защищенность трудовых прав граждан.
В рамках гильотины к февралю следующего года должна быть проведена ревизия правовых актов 1917-1991 гг. и на ее основе сделают предложения об отмене или сохранении этих документов. «Это первый этап реформы, своего рода расчистка правового поля. Второй этап будет проходить в течение 2020 года, чтобы к 1 января 2021-го актуализировать всю законодательную базу. Однако это не означает остановки законодательно-нормативной работы, – подчеркнул В.В.Трумел. – Законы будут приниматься и вступать в силу в обозначенные сроки, а вот подзаконные акты – как минимум с 2021 года».
На заседании, также рассмотрели взаимосвязанные взаимосвязи между охраной труда, непрерывностью производства, занятостью и трудовыми правами в контексте COVID-19. Обсуждали роль безопасности и гигиены труда в определении ответных мер экономической и социальной политики для улучшения восстановления.
Организации работодателей и работников могут внести существенный вклад в улучшение соблюдения законодательства на рабочих местах, особенно путем проведения информационно-пропагандистских кампаний и повышения степени информированности своих членов. Будучи стратегическими партнерами, они могут также способствовать определению приоритетов и видов деятельности служб инспекции труда, опираясь на эффективное сотрудничество.
После обсуждения темы, исходя из того, что защита работников на производстве является важнейшей частью эффективных и устойчивых мер реагирования на пандемию COVID-19 и преодоления её последствий, участники озвучили свои предложения и приняли рекомендации вебинара.
Нодира Каримова
Заведующая отделом охраны труда Федерации профсоюзов Узбекистана
Spelling error report
The following text will be sent to our editors: